Концепция «Бога-Времени» в Индуизме: «Верховный Господь – есть вечное Время».

господь вишнуВерховный Господь сказал: «Я — время, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому», — (Бхагавад-гита, 11.32).

шрила прабхупадаШрила БВ Свами Прабхупада: В свой срок брахманы, кшатрии и все прочие будут поглощены Всевышним. Вселенская форма подобна ненасытному и всеядному великану, и Сам Кришна называет Себя здесь всепожирающим временем. Время — великая разрушительная сила, и все сущее рано или поздно будет уничтожено волей Верховного Господа. Таков закон природы.

Все в мире происходит по плану Верховной Личности Бога. Глупцы и невежды считают, что в природе царит хаос, и все существующее в мире возникло по воле случая. Многие так называемые ученые выдвигают различные гипотезы и строят домыслы.

Но в природе нет места для домыслов. Все происходящее в материальном мире подчинено определенному замыслу. В чем он заключается? Материальный мир предназначен для того, чтобы дать обусловленным душам возможность вернуться домой, к Богу. До тех пор пока у живых существ сохраняется желание господствовать, заставляющее их искать материальных удовольствий, они будут оставаться в обусловленном состоянии.

Мудрый Санджая сказал:

Нет сомнения, что никому не удастся изменить ход событий, предопределенный Творцом, ибо Время и судьба – выражения Его воли.
Все мироздание зиждется на Времени; в его власти рождение и смерть всех сущих. Как и радость и страдание.

Время пожирает все, обладающее плотью, и уносит все живые существа. Время можно уподобить огню, поглощающему все живое; оно же само и гасит этот огонь. В этом мире Время преображает все виды бытия, как благоприятные, так и неблагоприятные. Однако Время не только заглатывает все живые существа, но и возрождает их в положенный срок. Никто не может остановить бесстрастное течение Времени, которому подвластно все сущее. Не забывай, что все, существовавшее доселе, все, ныне существующее, и все, что еще только будет существовать, неизбежно несет на себе печать Времени.
(Махабхарата, Адипарва)

В Шримад Бхагаватам (3. 11. 3):

«Время можно рассчитать, связав его с движением физических тел, состоящих из атомов. Время — это энергия всемогущей Личности Бога, Хари, который управляет всеми перемещениями физических тел, хотя Сам Он в материальном мире остается невидимым».

Шрила БВ Свами Прабхупада:

магнитар 3Время, проходящее с момента сотворения вселенной до ее разрушения, определяется числом оборотов всех планетных систем вселенной вокруг своей оси, которое они делают за весь период своего существования. Это время называют высшим калой.

«Все влиятельные звезды, планеты, светила и атомы во вселенной движутся по своим орбитам, повинуясь воле Всевышнего, которую олицетворяет вечное время (кала)». (Шримад-Бхагаватам 3.11.13)

Шрила БВ Свами Прабхупада:

В «Брахма-самхите» говорится, что Солнце является глазом Всевышнего и вращается по своей временной орбите. Аналогичным образом, все тела, начиная с Солнца и кончая атомом, находятся под воздействием кала-чакры — колеса вечного времени, и каждое из них имеет фиксированный период обращения, который называют самватсарой.

циклы времени в индийских ведахВсе существующие области знания подчиняются власти калы, полного проявления Верховной Личности Бога. Нет ничего, что существовало бы помимо Него. Все то, что нам с нашими ограниченными знаниями кажется чудом, происходит по мановению волшебной палочки в руках Верховного Господа.

Ниже приведена таблица перевода ведических единиц измерения времени в современную систему единиц:

Одна трути- 8/13 500секунды Одна лагху- 2 минуты
Одна ведха- 8/135секунды Одна данда- 30 минут
Одна лава- 8/45секунды Одна прахара- 3 часа
Одна нимеша- 8/15секунды Один день- 12 часов
Одна кшана- 8/5секунды Одна ночь- 12 часов
Одна каштха- 8секунд Одна пакша- 15 дней
Две пакши составляют месяц, а двенадцать месяцев складываются в один календарный год, в течение которого солнце делает полный оборот по своей орбите. Считается, что срок жизни человека ограничен ста годами. Так вечное время держит в своей власти все сущее.

В «Брахма-самхите» (5.52) об этом сказано следующее:

«Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, Верховной Личности Бога. Под Его надзором даже Солнце, которое считают глазом Господа, движется по строго определенной орбите вечного времени. Солнце — царь всех планет, и оно обладает неисчерпаемыми запасами тепла и света».

Великий мудрец Майтрея сказал:

«О Видура, солнце поддерживает существование всех обитателей вселенной, щедро даруя им тепло и свет из своих неисчерпаемых запасов. Оно сокращает их век, чтобы избавить живые существа от иллюзорных материальных привязанностей, и прокладывает широкий путь в небесное царство. С огромной скоростью движется оно по небесному своду, и потому долг каждого живого существа — раз в пять лет выражать солнцу почтение и совершать обряд, предлагая ему все необходимые атрибуты поклонения».

Шрила БВ Свами Прабхупада:

Различные планеты подчиняются разным кала-чакрам, то есть на них действуют разные системы отсчета вечного времени. На Земле время течет иначе, чем на планетах более высокого уровня. В Бхагаватам (3.11.11-12) также говорится:

«Две половины месяца составляют одни сутки на планетах системы Пита. Одно время года длится два месяца, а за шесть месяцев солнце полностью завершает переход с юга на север. Два перехода солнца равны суткам на планетах полубогов, или полному календарному году человека. Продолжительность жизни людей составляет сто лет».

Майтрея сказал в Шримад Бхагаватам(3.11.18-33):

Четыре эпохи называют Сатья-югой, Трета-югой, Двапара-югой и Кали-югой. Их общая продолжительность составляет двенадцать тысяч лет по летосчислению полубогов. Сатья-юга продолжается 4 800 лет полубогов, Трета-юга — 3 600 лет полубогов, Двапара-юга длится 2 400 лет, а Кали-юга — 1 200 лет полубогов. Переходные периоды, которые предшествуют каждому веку и завершают его, длятся по нескольку сотен лет полубогов. Сведущие астрономы называют эти периоды юга-сандхьями, или стыками двух эпох. В переходные периоды на стыке двух юг совершаются всевозможные религиозные обряды.

Сатья-югу люди надлежащим образом следовали всем принципам религии, тогда как в последующие века влияние религии постепенно ослабевало (на одну четверть в каждую из юг), и пропорционально возрастало влияние безбожия. Один день на планете Брахмы(Творца вселенной), которая находится за пределами трех планетных систем [Сварги, Мартьи и Паталы], продолжается тысячу циклов из четырех юг, и столько же длится ночь Брахмы, в течение которой творец вселенной погружен в сон.

Когда ночь Брахмы истекает и наступает его день, он заново создает все три мира. За время существования трех миров в них сменяется четырнадцать Ману, прародителей человечества. Каждый из Ману наслаждается жизнью в течение немногим более семидесяти одного цикла из четырех веков.

После смерти очередного Ману на его место приходит следующий. Потомки каждого из Ману становятся правителями на различных планетах вселенной, однако семь прославленных мудрецов, полубоги, подобные Индре, и их приближенные, такие, как гандхарвы, появляются одновременно с Ману.

На этапе творения, который охватывает день Брахмы, три планетные системы — Сварга, Мартья и Патала — периодически создаются и разрушаются, а их обитатели (низшие животные, люди, полубоги и питы) рождаются и умирают, пожиная плоды своей кармической деятельности.

В период правления каждого из Ману Верховная Личность Бога нисходит в материальный мир, являя Свою внутреннюю энергию в различных воплощениях, таких, как Ману и другие. Так Господь поддерживает вселенную, демонстрируя Свое божественное могущество.

На исходе дня Брахмы под влиянием ничтожно малой части гуны невежества огромная вселенная погружается во мрак ночи. Повинуясь воле вечного времени, бесчисленные живые существа исчезают в пучине разрушения, и в мире воцаряется безмолвие. Когда наступает ночь Брахмы, все три мира становятся невидимыми, а Солнце и Луна перестают светить, как это обычно бывает ночью.

Опустошение производит огонь, вырывающийся из уст Санкаршаны, и великие мудрецы (Бхригу и другие обитатели Махарлоки) поднимаются на Джаналоку, не в силах вынести жара огня, который бушует внизу, пожирая три мира.

Уничтожение вселенной начинается с того, что моря и океаны выходят из берегов. Налетают ураганные ветры, которые вздымают на морях свирепые волны, и в считанные мгновения все три мира оказываются под водой.Таким образом, жизнь каждого существа, в том числе и Господа Брахмы, неумолимо приближается к концу. Каждое живое существо живет сто лет по шкале времени, которая действует на той планете, где оно обитает.

Шрила БВ Свами Прабхупада:

Один год полубогов длится 360 земных лет. Общая продолжительность четырех перечисленных выше веков вместе с переходными периодами, юга-сандхьями, составляет 12 000 лет полубогов, то есть полный цикл из четырех юг длится 4 320 000 солнечных лет. Следовательно, продолжительность Сатья-юги равна 4 800 х 360, то есть 1 728 000 лет. Трета-юга длится 3 600 х 360, то есть 1 296 000 лет. Продолжительность Двапара-юги составляет 2 400 х 360, или 864 000 лет. И, наконец, Кали-юга длится 1 200 х 360, или 432 000 лет.

В «Вишну-пуране» говорится, что жизнь Ману длится в течение семидесяти одного цикла из четырех веков, то есть Ману живет около 852 000 лет полубогов, или 306 720 000 земных лет.

Когда наступает ночь Брахмы, три мира лишаются света Солнца и Луны, хотя сами Луна и Солнце продолжают существовать. Они появляются в уцелевшей части вселенной, за пределами трех миров.

Пылающий огонь, который вырывается из уст Санкаршаны, бушует в течение ста лет полубогов, или 36 000 человеческих лет. В последующие 36 000 лет во вселенной идут проливные дожди, ураганные ветры поднимают на морях и океанах огромные волны, и океаны выходят из берегов. Эти процессы, длящиеся 72 000 лет, знаменуют начало частичного разрушения трех миров. Люди забыли об ужасах разрушения и считают, что прогресс материальной цивилизации сделал их счастливыми. Это называется майя, или «то, чего нет».

Каждое существо живет сто лет по шкале времени, которая действует на его планете. Продолжительность этих ста лет может быть разной. Самым долгим является век Брахмы, но, хотя Брахма и живет так невероятно долго, его жизнь тоже рано или поздно подходит к концу. Брахма, как и все остальные, боится смерти и потому занимается преданным служением Господу, чтобы вырваться из когтей иллюзорной энергии. Первые пятьдесят лет жизни Брахмы уже истекли, ему осталось прожить еще пятьдесят лет, после чего его, как и всех остальных, ожидает неминуемая смерть. Животным, разумеется, не ведомо чувство ответственности, но даже наделенные им люди попусту теряют свое драгоценное время и не занимаются преданным служением Господу; они живут беззаботно, не испытывая страха перед надвигающейся смертью. В этом проявляется безумие людей. Каждый человек должен со всей ответственностью готовить себя к следующей жизни, даже если его век так же долог, как век Брахмы, самого великого живого существа во вселенной.

В Бхагаватам (3.11.38) также сказано:

«Общая продолжительность двух упомянутых выше половин жизни Брахмы равна одной нимеше [доле секунды] по шкале времени Верховной Личности Бога — Господа, который неизменен, беспределен и является причиной всех причин вселенной».

Шрила БВ Свами Прабхупада:

По шкале времени Верховного Господа вся жизнь Брахмы укладывается в долю секунды. «Брахма-самхита» подтверждает, что за время одного Его вздоха рождается и умирает бесчисленное множество Брахм. Вечное время не обрывается вместе с жизнью Брахмы. Время продолжает свой ход, но оно не властно над Верховной Личностью Бога, поскольку Господь Сам является повелителем времени. Время, бесспорно, существует и в духовном мире, однако все, что происходит там, не подчиняется его власти. Время беспредельно, как беспределен духовный мир, где все сущее имеет абсолютную природу.

В Шримад — Бхагаватам (3.11.39) говорится:

«Вечное время повелевает всем, начиная с атомов и кончая Брахмой, чья жизнь длится невообразимо долго, и тем не менее оно находится в подчинении у Всевышнего. Власть времени распространяется только на тех, кто отождествляет себя с материальным телом, даже если они обитают на Сатьялоке или других высших планетах вселенной» .

Ссылка на статью: vk.com
Источники: Шримад-Бхагаватам (3 песнь) и Махабхарата (Адипарва)
Автор статьи : Кришна Дживани даси

разделитель текста3

Этапы творения: Время и Пространство

Сарга – первый этап творения

Посредством Своего взгляда Господь Маха-Вишну вносит в материальную энергию:

1. энергию времени;
2. живые существа вместе с их желаниями и кармическими последствиями их прошлой деятельности;
3. и, таким образом, возбуждает инертную прадхану. (Прадхана – состояние материальной природы, непосредственно предшествующее ее переходу в проявленное состояние ШБ 3.26.10 ком.)

время вселеннойВремя – это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, на Голоке-Вриндаване время йога-майа развертывает удивительные аштакалийа-лилы Кришны (игры, проходящие в течение восьми различных отрезков дня). И точно также, удовлетворяя это желание Господа, материальная энергия проявляет многочисленные циклы творения, поддержания и уничтожения материального многообразия.

Хотя прадхана находится в непроявленном состоянии, в ней содержатся все материальные элементы. Когда под взглядом Верховной Личности Бога материальная природа приходит в движение, она проявляет себя во всем многообразии видов и форм. До этого она находится в инертном состоянии, в котором три гуны материальной природы не взаимодействуют друг с другом. В результате взаимодействия трех гун материальной природы совокупность материальных элементов переходит в проявленное состояние, которое называют пракрита (ШБ 3.26.10; 17 ком).

Таким образом взгляд Господа Маха-Вишну на материальную энергию проявляется здесь в форме времени. Под влиянием вечного времени инертная прадхана приходит в возбуждение, и в ней проявляются принципы пуруши или желания живых существ наслаждаться независимо от Кришны и пракрити – материальной энергии, как объекта их наслаждения. Эти изначальные мужской и женский материальные принципы проявляются как Шамбху (Шива) и Майа (Шакти) соответственно, и являются тусклыми тенями Кришны, как изначального наслаждающегося, и Его внутренней энергии – изначального объекта наслаждения.

В действительности Шамбху, олицетворяющий все мужские формы в этом мире, не является независимым пурушей, или наслаждающимся. Настоящим пурушей является Господь, который косвенно наслаждается майей, или пракрити через Шамбху, уполномочивая его энергией Своего взгляда. Поэтому Маха-Вишну и Его последующие экспансии называют пуруша-аватарами.

Основой материальной природы (пракрити) является махат-таттва, источник всего многообразия видов и форм. Махат-таттва излучает сияние, из которого возникает все многообразие материального мира. Когда была создана махат-таттва, она породила материальное эго и поглотила тьму, которая покрыла материальный космос в период разрушения материального мира (ШБ 3.26.29 ком.).

Махат-таттва, или совокупное сознание живых существ, сначала пребывает в чистой благости, когда еще сохраняется осознание живыми существами своего конституционального положения как слуг Кришны, понимание своего положения как вторичного пуруши. Но постепенно под влиянием майи это сознание начинает трансформироваться в ложное эго, или аханкару, ложное чувство независимого существования и отождествления себя с материей.

Под влиянием времени и кармы живых существ гуны материальной природы разделяются на 3 отдельных качества и взаимодействуют с самым тонким элементом – ложным эго.
Ложное эго проявляется в виде трех гун (стихий) – добродетели, страсти и невежества. Ложное эго в гуне добродетели проявляется в виде материального ума и полубогов. Ложное эго в гуне страсти проявляется в виде материальных разума и чувств. Ложное эго в гуне невежества проявляется в виде грубых материальных элементов и объектов чувств (ШБ 3.26. 23-32). Дальнейшее взаимодействие гун и 24 элементов материальной энергии приводит к проявлению всего разнообразия в материальной природе – пракрити (ШБ 3.26.10-49).

Итак, время является главным фактором, возбуждающим инертную прадхану. Когда время приводит инертную прадхану в движение, она начинает создавать многообразные формы жизни. В форме времени проявляется власть Верховной Личности Бога. Без вмешательства Верховной Личности Бога материальная природа (пракрити) не способна произвести на свет многообразие проявленного мира. Кроме того, желания живых существ определяют формы, в которые будет развиваться материя. (ШБ 3.10.11; 3.20.12; 3.26.16-17 ком).

Висарга – второй этап творения

шестилучевик по левашовуНа следующем этапе Господь творит материальные вселенные. Во время выдоха Маха-Вишну из пор на Его теле исходит бесчисленное множество вселенных, которые во время вдоха опять входят в Его трансцендентное тело, переходя в непроявленное состояние. Проявив все эти вселенные, Господь Маха-Вишну входит в каждую из них в форме второй пуруша-аватары Гарбходакашайи-Вишну. Каждая из вселенных имеет форму яйца, окруженного семью оболочками – земли, воды, огня, воздуха, эфира, ложного эго и махат-таттвы. Войдя во вселенную, Гарбходакашайи-Вишну наполняет половину ее своим потом и ложится на воды этого своеобразного океана, океана Гарбходака.

Эта вселенная становится своего рода телом Господа – Его Вселенской формой или вират-пурушей, а Господь Гарбходакашайи-Вишну – душой в этом «теле». Вселенская форма включает в себя в потенциальном состоянии все материальные объекты и понятия, которые будут когда-либо созданы в этой вселенной. Все они являются частями тела вират-пуруши, который имеет мирриады голов, рук, ног, глаз и т.д. – включая наши с вами. Говорится, что горные хребты – это Его позвоночник, леса – волосы, реки – вены. Низшие планетные системы – Его стопы, средние – грудь, а высшие – голова. Подобно этому брахманы являются Его головой, кшатрии – руками, вайшьи – желудком, а шудры – ногами…

Источники: studopedia.ru
sambandha.ru

разделитель текста3

Кала (Вечное время) с точки зрения абсолютного знания Вед

Кала — непроявленный безличный аспект Господа — отделяет материальный космос (как материальную энергию Всевышнего) от Самого Верховного Гос­пода. Мироздание существует как объективное проявление Господа и находится под властью всё той же материальной энергии Бога. Чтобы подробнее разобраться в этом сложном процессе, давайте прочитаем статью о том, что такое Кала, Вечное время.

Кала (вечное время)

Мельчайшую частицу материального космоса, которая неделима и не образует отдельного тела, называют атомом (парама-анух). Атом, невидимый для глаза, существует всегда, даже после уничтожения всех форм. Материальное тело — это не что иное, как определённая комбинация таких атомов, однако обыкновенный человек неправильно понимает его природу.

Описание атома, приведённое в «Шримад-Бхагаватам», почти полностью совпадает с положениями современной атомистической теории; более подробно эти вопросы разработаны в учении Канады — парама­ну-ваде. Современные учёные также считают атомы мельчайшими неделимыми частицами, из которых построена вселенная. В «Шримад-Бхагаватам» содержатся сведения по многим отраслям знания, в том числе и атомистическая теория. Атом — это мельчайшая тонкая форма вечного времени.

Атом является элементарной единицей проявленной вселенной. Атомы в чистом виде, не объединённые в те или иные физические тела, называют безграничным единством. Безусловно, существует множество самых разнообразных физических тел, но атомы сами по себе составляют основу всего сущего.

Время можно рассчитать, связав его с движением физических тел, состоящих из атомов. Время — это энергия всемогущего Бога, который управляет всеми перемещениями физических тел, хотя Сам Он в материальном мире остаётся невидимым.

Атомное (парама-анух) время (кала) связано с пространством, которое занимает конкретный атом (парама-анух). Время, охватывающее всю непроявленную совокупность атомов, называют великим временем.

Пространство и время — это два взаимосвязанных понятия. В основу измерения времени положено пространство, которое занимают атомы. Эталонное время рассчитывают по движению Солнца. Промежуток времени, за который Солнце проходит пространство, занятое одним атомом, называют атомным временем. Самый большой промежуток времени охватывает всю недифференцированную совокупность атомов. Двигаясь по своим орбитам, планеты занимают в космосе определённое пространство, а единицей измерения пространства являются размеры атома. Каждая планета движется по заданной орбите, не отклоняясь от неё. Такая орбита есть и у Солнца. Время, проходящее с момента сотворения вселенной до её разрушения, определяется числом оборотов всех планетных систем вселенной вокруг своей оси, которое они делают за весь период своего существования. Это время называют высшим калой.

Единица измерения грубого времени определяется следующим образом:

Два атома (парама-ану), соединяясь образуют сдвоенный атом (анух), а три таких сдвоенных атома (анух) один гексатом (трасаренух). Время, необходимое для соединения трёх трасарену, называют трути. Сто трути составляют одну ведху, три ведхи равны одной лаве. Если одну секунду разделить на 1687,5 частей продолжительность каждой из них составит одну труты — это время, необходимое для соединения восемнадцати атомов. Такое объединение атомов в различные физические тела служит основой измерения материального времени. Отправной точкой во всех расчётах времени является Солнце. Период времени, продолжающийся три лавы, составляет одну нимешу, три нимеши равны одной кшане, пять кшан образуют одну каштху, а пятнадцать каштх — одну лагху. Расчёты показывают, что одна лагху равна двум минутам. Исходя из этого, можно связать ведические единицы измерения времени относительно атома с современной шкалой времени. Пятнадцать лагху равны одной надике, которую иногда называют бандой. Две данды составляют одну мухурту, шесть или семь данд составляют четвёртую часть дня или ночи по исчислению людей.

Мерная ёмкость для определения продолжительности одной надики (данды) должна быть изготовлена из меди и весить шесть пал (366 грамм). В ней делают отверстие с помощью золотого сверла весом четыре маши и в четыре пальца длиной. Эту ёмкость помещают в воду, и время, за которое она до краёв наполнится водой, называют одной дандой.

Отверстие в мерной ёмкости из меди должно быть сделано сверлом длиной в четыре пальца и весом не более четырёх маш. Эти параметры определяют диаметр отверстия. Ёмкость погружают в воду, и время, необходимое для того, чтобы она заполнилась водой, называют дандой. Это ещё один способ, позволяющий определить продолжительность данды.

Данный способ измерения времени основан на том же принципе, что и песочные часы. Из приведённого описания явствует, что в ведические времена люди обладали глубокими познаниями в физике, химии и высшей математике. Измерения проводились самыми разными способами, которые легко осуществить на практике.

День человека длится четыре прахары, которые иначе называют ямами, и столько же продолжается его ночь. Пятнадцать дней и ночей составляют половину месяца, и каждый месяц состоит из двух половин — светлой и тёмной. Две половины месяца составляют одни сутки на планетах системы Пита. Одно время года длится два месяца, а за шесть месяцев солнце полностью завершает переход с юга на север.

Два перехода солнца равны суткам на планетах полубогов, или полному календарному году человека. Продолжительность жизни людей составляет сто лет. Все влиятельные звёзды, планеты, светила и атомы во вселенной движутся по своим орбитам, повинуясь воле Всевышнего, которую олицетворяет вечное время (кала). Все тела, начиная с Солнца и кончая атомом, находятся под воздействием кала-чакры — колеса вечного времени, и каждое из них имеет фиксированный период обращения, который называется сам­ватсарой.

Читать полностью: sambandha.ru

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*